Где бы в городе мы ни снимали, почти всегда в кадр попадает тот или иной предмет архитектуры. Это может быть здание, памятник, фонтан или обыкновенный жилой дом.
Как правило, чтобы наиболее удачно представить подобные предметы на фото, необходимы определенные знания о съемках архитектуры.
Что именно попадет в объектив — не так существенно, ведь в шедевральное фото может получиться даже если вы снимаете самый обыкновенный ларек.
Снимать архитектуру, как классическую, так и современную, далеко не просто. Главное — это пытаться до тех пор, пока не получится. Факторов, которые повлияют на фото очень много, а мы подобрали рекомендации, которые помогут вам быстрее поймать самый удачный кадр.
Всегда носите с собой камеру
Принцип следования этому правилу довольно прост — любая прогулка должна стать фотопрогулкой. Камера должна быть наготове в большинстве случаев, поскольку вы никогда точно не можете знать, где и когда вам на глаза попадется объект, достойный фотографии.
В принципе, любой профессиональный фотограф скажет вам, что подходящий кадр — вещь весьма неуловимая, поэтому лучше всего следовать принципу увидел-сфотографировал. Кадр зависит от света, от положения, от наличия персонажей, от настроения, времени суток и множества мелких элементов, которые могут сойтись только однажды. Поэтому, если камера всегда с вами, вы точно не упустите подходящего момента.
Если же вы нашли свою архитектурную модель, и отправляетесь с конкретной целью съемки, обязательно убедитесь в том, что на локации разрешено снимать. Если это частная территория, договоритесь с владельцем. Если здание офисное, проверьте часы работы.
И конечно, обязательно обратите внимание на прогноз погоды. Ведь именно от погоды будет зависеть настроение итогового кадра.
Подбирайте объектив под задачу
Подходящее фотооборудование для каждого типа съемок — это принципиально важный момент. Таким образом, практически для любого жанра есть наиболее подходящая техника. Для архитектуры наиболее выигрышны те же объективы, что и для пейзажей — широкоугольный, фишай или ультра широкоугольный.
Именно такие объективы позволяют получить наиболее удачную композицию, при этом предоставляя возможность поместить в один кадр здание целиком. Это, однако, касается не любого здания и не любой задумки.
Для редких случаев, когда даже широкоугольного стекла оказывается недостаточно, на помощь приходят камеры с возможностью панорамной съемки. Это могут быть зеркалки, беззеркалки и обычные цифровые камеры. Что там говорить, сегодня даже смартфоны позволяют создавать панорамы.
Не торопитесь, архитектура никуда не убежит
Как ни странно, большинство профессионалов сходятся в одной общей рекомендации — никогда не спешить при съемке архитектуры. Иногда создание идеального кадра занимает не просто несколько часов, а несколько дней и более. Преимущество архитектурных сооружений в этом плане очевидно — они никуда не денутся и вокруг меняются только погодные условия. Однако вам требуется хорошо исследовать снимаемый объект. Нужно это для того, чтобы не просто сделать первый попавшийся кадр, а выбрать наиболее удачный ракурс, дождаться подходящего света и зафиксировать здание так, чтобы у фотографии было настроение, эмоция и характер.
Кроме того, очень важно, чтобы важные архитектурные элементы здания были захвачены камерой, тем самым пересказывая стиль и эпоху.
Снимайте архитектуру в различную погоду
Архитектурная съемка выделяется именно тем, что свет в ней воспринимается совершенно особенным образом. Например, солнечная и ясная погода, ровно как и “золотые часы” не гарантируют прекрасного результата. Напротив, опыт показывает, что штормовые облака и солнце, проглядывающее через них, дают интересные результаты. Аналогично, для архитектурных съемок хороши дожди, радуга и прочие чудеса погоды. Конечно, предсказать с точностью подобные эффекты не получится, но можно как минимум полагаться на прогнозы и следить за ними, чтобы выбирать наиболее подходящую для вашего кадра погоду.
Возвращаться к одному и тому же объекту можно в разную погоду и снимать в разных условиях, поскольку только опытным путем удастся понять, что же сработает лучше всего.
Используйте игру света и тени в фотографии
Свет — важнейший элемент в фотографии, это знает каждый, независимо от опыта и количества удачных фото. Здания, как мы можем с уверенностью утверждать, опираясь хотя бы на собственное зрительное восприятие, имеют свойство значительно меняться, в зависимости от освещения. Прямой солнечный свет и солнце, выглядывающее из-за туч дает различные эффекты, и совершенно иначе выглядят здания с ночной подсветкой. Совершенно закономерно и то, как меняется окружение: все вокруг может быть либо подсвечено, либо наоборот, затемнено. Само же здание может и вовсе поменять цвет.
Положение источника освещения и направление могут создать удивительные эффекты, например, силуэт здания в закате. Для этого нужно всего лишь снимать с той точки, где солнце спрятано за зданием. Разумеется, это стоит применять для строений, у которых интересная форма.
Особенно принципиальное значение свет имеет для современных небоскребов, покрытых стеклом: при их съемке можно использовать отражение и рефлексы.
Снимайте с разных ракурсов и точек съемки
Фотограф никогда не должен замирать на одном месте, он должен быть динамичен в поиске наилучшего ракурса. И иногда лучший ракурс может оказаться совершенно неожиданным. Снимать здание с фасада — довольно ленивый подход. Обойдите его вокруг, присматривайтесь к деталям и углам, изгибам и поворотам, смотрите через объектив.
Один из удивительных приемов — это съемка снизу. И не просто из центра, а от стен. Вид, который открывается мухе или пауку со стены — вот наша цель. Таким образом вы захватываете в кадр не только прямой вид, например, купол здания, но и стены, колонны и архитектурные элементы, которые в конечном счете дают значительно большее представление о здании.
Интересен и противоположный эффект — съемка издалека и сверху. Если у вас есть возможность подобрать место, с которого вы захватите в кадр здание целиком, используйте его.
Обращайте особое внимание на линии
Линии и изгибы — вот из чего состоит архитектурное сооружение. Поэтому успешному фотографу необходимо научиться смотреть на здание глазами архитектора — то есть видеть силуэты и очертания, фактически в виде скетча. Отличайте детали и части от целого.
Таким образом вы сможете разглядеть уникальные формы, которые и отличают объект вашей съемки от остального окружения и именно их в фотографии и стоит подчеркивать.
Например, квадратные здания получают преимущество при наличии перспективы — вверх или вперед, с расстояния или вблизи. Отразить же можно либо монументальность и приземистость строения, либо его стремление ввысь.
Гораздо увлекательнее работать со зданиями оригинальных форм, благо, современная архитектура нередко полагается на ломаные или мягкие формы. Они создают особый эффект, поэтому на фото их не обязательно ловить целиком. Иногда один угол здания на фоне неба или окружения создает достаточно настроения целому фото.
Следуйте правилам композиции
Композиция важна при любом типе съемки, не становится исключением и архитектурная фотография. Именно ошибки в композиционном построении кадра могут сильнее всего сказаться на результате. Например, неправильное положение при съемке может привести к искажению здания. Нередко, строения заваливаются, если композиция проработана неправильно.
Поэтому фотографу необходимо следовать правилам, таким как правило третей или более сложная его версия — золотое сечение. В этом, как правило, помогают современные камеры — на многих девайсах в видоискателе имеется встроенная сетка, разделяющая экран на 9 частей. С ее помощью очень просто понять, где именно стоит расположить объект, чтобы изображение получилось ровным.
Учитывать необходимо и естественное искажение, которое становится результатом использования широкоугольного объектива.
Так или иначе, основная цель фотографа в том, чтобы внимательно улавливать то, что находится в видоискателе. Это можно сделать как заранее, так и непосредственно во время съемки. Главное — не бояться пробовать и делать фото до тех пор, пока желаемый результат не будет достигнут.
Не отказывайтесь от черно-белых кадров
Формы, как известно, не требуют цвета. Поэтому иногда обилие цветов только отвлекает от великолепно выстроенной композиции. Если вы сталкиваетесь с ситуацией, когда цвета в кадре слишком много, не спешите переходить на другую локацию или менять объект съемки. Попробуйте перевести фотографию в монохром. Это сразу выявляет свет и тень, фокусируя внимание зрителя на композиции и линиях, которые присутствуют на фото.
Однако, принимая решение о переводе фото в черно-белый формат, стоит учитывать два существенных момента. Первый — насколько важен фотографии цвет? Иногда цвет — это один из самых важных элементов архитектурного сооружения, поэтому его утрата может негативно сказаться. Второй — насколько важна форма. Если форма преобладает над цветом, тогда черно-белый формат фотографии подойдет.
В любом случае, определиться со стопроцентной уверенностью вы сможете только после того, как испробуете оба варианта.
Не забывайте о пост-обработке
Современные фотографы не любят выставлять напоказ тот факт, что многие из них используют средства пост-обработки. Тем не менее, ничего зазорного в этом нет. Напротив, иногда и специальное по, и соответствующие приложения помогают добиться результата, которого вручную при помощи одной лишь камеры получить не удастся. Разумеется, для того, чтобы возможности пост-обработки были шире, всегда нужно снимать в формате RAW. Позже, это даст вам опцию подтянуть экспозицию, исправить мелкие недочеты и так далее. Не стоит стесняться и кадрирования, поскольку нередко в процессе съемок рождается кадр, который цельно не так хорош как в деталях.
Здесь же мы имеем возможность исправить искажение, вызванное объективом, хроматические аберрации и виньетирование.
И в заключении, главный совет — снимать, снимать и еще раз снимать. Ведь только при помощи практики можно достичь совершенства.