Погода меняется без конца и перерыва: дождь, снег, молния. И хороший фотограф должен точно знать, как запечатлеть каждый из типов погоды. Погоду снимать гораздо сложнее, чем человека или даже животное — мы не можем предсказать когда и где ударит молния, только приблизительно знаем, будет ли дождь. Погодные моменты приходится ловить на ходу, потому в этой сфере фотографу нужно быть расторопным и уметь видеть подходящий кадр.
Мы подобрали 10 рекомендаций, которые помогут научиться ловить интересные погодные условия в кадр.
Молния, фотографируем интересные природные явления
Главное, что нужно при съемке молнии — это терпение. Молнию всегда приходится выжидать и очень важно успеть вовремя нажать на кнопку спуска.
Как правило, молнию снимают со штатива и конечно, в ручном режиме настройки. Нужно обязательно прикрыть диафрагму (примерно на f/8-f/11) для того, чтобы избежать пересвета на фото, ведь молния освещает все небо и дает сильную засветку. Кроме того, это делается для того, чтобы увеличить глубину резкости.
Если вы снимаете днем, то понадобится выставить максимально короткую выдержку, если снимаете ночью или вокруг сильно темно, то выдержку можно использовать чуть более длинную (1/5-1/30). ISO выставляется примерно на 400-800 для того, чтобы выровнять экспозицию. Снимают молнию сразу серией снимков, поскольку у вас будет только несколько мгновений, в которые молния будет отчетливо видна.
Не забудьте включить блокировку опускания зеркала, чтобы не тратить ценные секунды. Лучше всего снимать с пульта, чтобы снизить вероятность тряски. Разумеется, всегда помните о правилах безопасности, не стойте под деревьями, рядом с металлическими объектами или в воде.
Звездное небо, фотографируем ночью
Для съемки звездного неба, как и для молнии обязательно потребуется штатив. Снимать его, конечно, лучше всего в августе или сентябре, поскольку звезды в это время светят ярче всего. Придется избежать и светового загрязнения, потому лучше выехать за город, где нет фонарей и освещения от вывесок.
Оденьтесь потеплее и не забудьте о защите от комаров. Выберите локацию в зависимости от того, что должно попасть в кадр — либо просто небо и звезды, либо части ландшафта и какие-либо объекты.
Штатив старайтесь установить на максимально ровной поверхности в устойчивую позицию так, чтобы избежать колебаний от ветра, движений и т.д.
Наиболее подходящий объектив для съемки звезд — это широкоугольный объектив с переменным фокусным расстоянием 10-24мм, или фикс (объектив с постоянным фокусным расстоянием) 10мм. Для Canon подойдет объектив Canon EF 11-24mm f/4 L USM, для Nikon — Nikon 12-24mm f/4G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor.
Диафрагму нужно раскрыть на f/4-f/5, а фокус выставить в бесконечность, чтобы ничего не оказалось размыто.
Выдержку ставить нужно от 30 минут до 1.5 часов, в зависимости от того, как именно вы хотите, чтобы выглядели звезды. 30-40 минут (в зависимости от времени суток) дадут эффект круглых звезд, на такой же выдержке нужно снимать и в сумерках, но это даст эффект звезд “с хвостом”. Аналогично, ночью для эффекта хвостов у звезд понадобится выдержка 1 час — 1.5.
Полтора часа можно занять посторонними делами, оставив камеру в безопасном месте.
Снегопад, фотографируем погодные явления
Снегопад — явление нередкое. Для того, чтобы добиться наиболее эффектного результата, лучше всего снимать снегопад на темном фоне — ночью, на фоне здания и т.д. Это даст контрастность, благодаря которой снежинки будут выделяться. Так же интересный эффект даст съемка в контровом свете например, ночью в свете фонаря или фар машины.
Снимать, разумеется, можно и днем. Самая большая опасность при съемке большого количества снега — это пересвет. Чтобы избежать пересвеченного кадра нужно выставить ISO 100-200 днем и 200-400 ночью (для того, чтобы не был пересвечен главный источник освещения — фонарь, фара и т.д).
Диафрагму придется выбирать в зависимости от ситуации и кадра — для съемки пейзажа в пасмурный день лучше всего подойдет f/8-f/11, ночью в свете подойдет f/4 — f/5.6.
Для того, чтобы подчеркнуть падение снега, нужно выставить и чуть более долгую выдержку. Выдержка будет зависеть от интенсивности снегопада, которую вы заметите. При медленном падении мелкого снега выдержка должна быть чуть длиннее, при обширном и быстром снегопаде — короче.
Ориентироваться в любом случае придется по ситуации, а ловить кадр — очень быстро, поскольку снег весьма непредсказуем и тает очень быстро.
Дождь, фотографируем погодные явления
В первую очередь, для того, чтобы снимать дождь нужно или запастись камерой с защитой от дождя, или надежно защитить камеру и объектив от капель. Вам, как фотографу тоже потребуется зонт или дождевик. Дальше все будет зависеть от дождя и вашей изобретательности. Лучше всего выглядят фото идейные, либо это кадр с ливнем или штормом в красивом городском пейзаже или на природе, либо капли в отражении луж, либо в кадре есть персонажи. В отличии от других погодных условий, дождь требует дополнительной смысловой поддержки.
В дождь нежелательно менять объектив, лучше всего использовать UV фильтр с высоким уровнем защиты и бленду. Всегда имейте при себе салфетку для протирки стекла.
Если дождь сильный, и вы пытаетесь поймать в кадр капли, снимать нужно на очень короткой выдержке.
В остальном, все зависит только от вашего замысла.
Штиль, фотографируем природные явления
Если вы живете вблизи от воды, или путешествуете, вам наверняка приходила в голову мысль снять озеро, море или реку в ясный спокойный день. На практике даже такая простая, казалось бы, задача, требует определенных усилий.
Первое, что рекомендуют абсолютно все профессиональные фотографы — это использовать UV и поляризационный фильтры. Первый даст более насыщенные цвета и контраст между небом и облаками, если вы снимаете в облачную погоду. Второй уберет блики и лишние отражения на воде так, что гладь будет выглядеть зеркальной.
Если вы снимаете реку с течением (а в штиль на реке оно все равно будет), можно снимать на длинной выдержке, чтобы получить впечатляющий эффект размытого потока воды.
Остальное зависит, как всегда, от конкретного кадра, который вы планируете получить.
Еще один совет от профессионалов, которому обязательно стоит следовать во всех видах съемки: всегда обращайте внимание даже на самые мелкие элементы в объективе. Они могут дополнить и обогатить кадр.
Закат, фотографируем природу
Пожалуй, одни из самых прекрасных и драматических по настроению фотографий получаются на закате. Солнце отражается нежными или резкими цветами, небо делится на участки, одни темнеют, а другие заливаются светом. Цвета на закате всегда наиболее яркие.
Снимать закат весьма несложно. Во-первых, нам не требуется штатив. Света вполне достаточно и снимать можно на f/4.5, при этом, поймав все в фокус. Выдержка же будет достаточно короткой, так что камеру можно удерживать на руках.
Наиболее важно правильно выстроить баланс белого, чтобы кадр не был слишком красным, поскольку солнце даст именно такой оттенок предметам на закате. Выставлять его лучше в Кельвинах и чуть понизить температуру, чтобы цвета получились максимально естественными, примерно 3200К.
При съемке заката эффектно может выглядеть градиентный фильтр, кроме того, он поможет сгладить разницу между более и менее освещенными участками кадра.
Туман, фотографируем интересные погодные явления
Чаще всего туман можно встретить на рассвете, когда освещение и общий тон в основном синеватый. Поэтому температуру баланса белого стоит повысить примерно до 5000К, это поможет добиться более естественных оттенков. Чтобы туман не получился серым и блеклым, а цвета проявились, стоит использовать на объективе UV фильтр.
Если туман должен быть статичен, снимать можно на короткой выдержке. Если вы хотите поймать его движение, выдержку нужно будет увеличить.
Туман — это погода, при которой находиться в “гуще событий” совсем не обязательно, даже не стоит. Выбрать место стоит такое, где нет тумана — то есть на отдаленном расстоянии. Все остальное строится исходя из замысла кадра. При съемках тумана над водой можно поймать отражение, над городом — огни из окон, проступающие сквозь туман. Вариантов существует много, главное — выбрать подходящий вам.
Луна, фотографируем ночью
Если вы хотите поймать полную луну в кадр, вам совершенно точно потребуется телеобъектив. Наиболее подходящий вариант это объектив с фокусным расстоянием от 200мм. Для Canon отлично подойдет Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM, для Nikon — Nikon 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR AF-S Nikkor.
Выдержка должна быть короткой, поскольку Луна — сильно освещенный объект и отражает свет от солнца. Диафрагма должна быть закрыта примерно на f/8 — f/11. ISO лучше всего должен быть 100-200. Это поможет получить максимально четкий объект на фото. Остальное будет зависеть от погодных условий и светового загрязнения. Лучше всего луну, как и звезды, снимать за городом.
Если вы снимаете пейзаж, освещенный лунным светом, актуальны будут правила ночной съемки. Длинная выдержка, закрытая диафрагма, ISO 200-400, чтобы избежать шумов.
Радуга, фотографируем погодные явления
Радуга появляется в разных погодных условиях — в ясный день, в пасмурный, перед штормом. В каждом случае придется выставлять настройки в соответствии с ситуацией.
Если вы снимаете радугу в ясный день, снимать можно даже на автоматическом режиме, но обязательно снимать с UV фильтром, чтобы добавить кадру яркости и насыщенности.
В пасмурную погоду, чтобы избежать пересвеченности, нужно прикрыть диафрагму примерно от f/5.6 до f/8.
Перед штормом небо имеет антрацитовый иссиня серый цвет. Природные оттенки зрительно становятся ярче, поэтому можно обходиться без UV фильтра. А снимать можно на автоматическом режиме, грамотно выставив баланс белого. В ручном режиме можно интуитивно подобрать настройки так, чтобы кадр получился ярким.
Шторм на море, фотографируем интересные погодные явления
Если вы оказались в штормовую погоду на побережье или в море, у вас появляется уникальная возможность снять редкий и удивительный кадр. Однако, природа определенно будет настроена против вас. Небо в такую погоду очень темное, поэтому настройки выставить нужно будет грамотно. Поднять ISO стоит примерно до 400, чтобы кадр не получился темным. Выдержку можно ставить стандартную, а диафрагму открыть на f/5.6-f/8. В пейзаже фокус стоит выставить в бесконечность. Эффектно в такую погоду смотрятся черно-белые кадры. Камеру в штормовую погоду стоит защитить от дождя, а самому фотографу предпочтительно находиться в максимально безопасном месте.
В остальном главное — поймать удачный момент.