Капризная, чувствительная к температурам и позировать перед объективами может не дольше получаса. Такой требовательный характер для съемок имеет пища, выступающая в роли фотомодели. С развитием информационных технологий, кажется, каждый фотографировал свои блюда, однако сделать действительно аппетитные снимки могут единицы. О фудфотографии и уловках, к которым прибегают стилисты и фудфотографы, рассказал Виталий Щербина.
«Увидел как-то, как снимают овощи в пузырьках. Захотелось попробовать – поехал купил аквариум и две упаковки минеральной воды. Залил минералку в аквариум и засыпал туда овощи. Эксперимент был довольно удачным. За счет того, что вода была минеральной, эффект получился, будто овощи в пузырьках. Сейчас планирую повторить опыт. Жена уже и не удивляется, даже радуется, что я начал заниматься фудфотографией, потому что стал покупать продукты. Особенно не переживает за зелень — она всегда свежая в холодильнике», — рассказывает фотограф.
Фотограф отмечает, что универсальных правил для съемки еды нет – все зависит от конкретного случая. Снимать отдельные ингредиенты гораздо проще, чем готовое блюдо.
«Сложность фудфотографии состоит в том, что блюдо-модель на снимке должно быть натуральным и свежим. Поскольку это не статический объект, который можно снимать часами, сначала готовится рабочая зона. Выставляется свет, продумывается композиция, а уже потом подается еда. Во время съемки важна каждая минута, уже через полчаса блюдо будет выглядеть заветренным и это будет видно на снимке. В любом блюде нужно определить, что будет главным. Если это,к примеру, суп, то акцент можно сместить на кусочек мяса. Люблю подсветить зелень, она всегда играет в кадре. Петрушка – мой любимый ингредиенент», – рассказывает Виталий.
Кроме традиционной техники (фотоаппараты, объективы, вспышки, фоны, отражатели) у фотографа, снимающего еду, всегда под рукой должны быть пинцеты, зажимы, зубочистки, щеточки и другой инструмент. Их используют, чтобы придать блюду более аппетитный вид.
«Гамбургеры и сендвичи скрепляют зубочистками, а чтобы жирное мясо не сжималось с листьями салата, между ними кладут картонные квадратики. Их используют и для съемок тортов или пирожных. Благодаря им торт не пропитывается кремом и в разрезе слои получаются ровными», — объясняет фотограф.
Когда снимают супы и нужно, чтобы ингредиенты были заметны на поверхности, дно тарелки покрывают слоем прозрачного желатина. Затем сверху наливают бульон и аккуратно выкладывают кусочки овощей, мяса и зелени.
Чтобы на снимках блюда дымились, они не обязательно должны быть только из печи. Пар могут создать специальные спонжики. Их предварительно помещают в кипяченую воду и они набирают нужную температуру. он постепенно отдает тепло, образуя незначительный пар», – отмечает Виталий.
Молочные блюда и алкогольные напитки на рекламных снимках «играют» в основном дублеры. Вместо молока и сметаны используют клей ПВА. Чай или сок соответствующего цвета могут сыграть роль виски или пива. Пена для пива – это отдельная история. Ее делают из стирального порошка.
«Похожая ситуация и с особенно чувствительными к температуре продуктами. Мороженое и так очень быстро тает, что уж говорить о температуре под вспышками и освещением, а потому его заменяют специально приготовленным гелем или пюре. Вообще картофельное пюре используют очень часто в качестве разнообразных наполнителей благодаря его способности держать заданную форму», – объясняет Виталий.
Сейчас тенденцией в фудфотографии является незначительный хаос: рассыпанная у тарелки приправа или зелень. Все на снимке должно указывать на то, что блюдо приготовили только что.
«Чем фудфотография мне импонирует, так это тем, что ты сам себе рисуешь картинку. В отличие от пейзажной съемки, где удачного кадра можно ждать целый день, здесь ты сам себе и солнце, и тень. Когда холодно или дождь за окном, покупаешь аквариум и конфеты и делаешь из них что-то интересное, прямо душа радуется», – отмечает Виталий Щербина.
Это фрагмент интервью, которое дал фотограф Виталий Щербина украинскому изданию ВІККА.