Фрагмент поста в ЖЖ известного владельца стоковой студии, специализирующейся на продаже векторных изображений, Алексея microvector. Рассуждения на вечные вопросы новичков о том, не поздно ли вливаться в стоковую индустрию можно применить к любой сфере бизнеса.
Не опоздал ли я начинать заниматься стоками?! Это вечный вопрос 8) Каждый год говорят, что в предыдущем году были проще работы, меньше народу, больше заработки. Но давайте посмотрим на факты.
Количество работающих портфелей не увеличилось
Судя по финансовым отчётам Shutterstock, количество авторов (поставщиков контента) каждый год ощутимо растёт: 2013 — 40К, 2014 — 55К, 2015 — 70К, 2016 — 100К, 2017 — 190К, 2018 — 350К, 2019 — 650К.
Казалось бы, конкуренция выросла в пятнадцать раз. Но на самом деле это не количество авторов, а количество аккаунтов. Если аккаунт зарегистрировали, но не загрузили ни одной работы, то он считается. Если что-то загрузили, но потом бросили, то это тоже считается. Т.е. для демонстрации бурного роста акционерам Шатрсток считает не только живые портфели, но и все «мертвые души». А что же на самом деле?
Правильнее будет посчитать конкурентный костяк авторов, т.е. те портфели, которые регулярно пополняются, и работы из которых хоть как-то продаются. Это и будут те, кто конкурирует за кусочек стокового пирога прямо сейчас.
На м-ранке мы измеряем статистику по векторной части Шатрстока, в том числе отслеживаем количество портфелей из топа и количество активных из них. Это и есть те портфели, которые нам нужны. Когда мы только начали считать в 2014 году, активных портфелей было примерно 3,5 тысячи. На текущий момент в 2019-м их примерно 7 тысяч. Т.е. да, рост количества реально работающих портфелей произошел, но это количество увеличилось менее чем в два раза. За это же время выручка с продаж у Шатра увеличилась тоже почти вдвое (с 330 миллионов за 2014-й до 620 миллионов за 2018-й).
Таким образом каждому активному портфелю достаётся примерно столько же денег, что и раньше.
Мы каждый год запускаем новый портфель
Чтобы меньше рисковать из-за возможного бана или чтобы прокачать какое-то новое направление, мы практически каждый год запускаем свой или партнёрский новый портфель. Сейчас таких уже семь. Какие-то из них более успешны, какие-то менее (всё же очень многое зависит от грамотного артдиректора и увлечённых авторов), но все они обязательно окупаются и работают в прибыль. Кажется, что более очевидного доказательства, что стоки всё так же привлекательны для нас самих, и быть не может.
На самом первом портфеле, запущенном в 2011-м, удалось на пике достичь RPI в 3,7$ за месяц. В те времена симилярить было принято гораздо меньше, т.е. отдача на одну картинку была в среднем выше. На современном годовалом портфеле, где было решено не заниматься простыми симилярами, недавно RPI перешагнул 5. Да, конечно, сказывается опыт, талант конкретных ребят и общего управления, наработанный пул тем, поставленные со временем в нужное место руки и бла-бла. Но результат ещё выше, чем когда-то в «благословенные времена». Т.е. эти возможности никуда не делись.
Просто нужно признать очевидный факт — люди в среднем всегда остаются такими же ленивыми, как были год и десять лет назад. Тех, кто готов прилагать сверхусилия для достижения цели, каждый год на стоках остаётся примерно одинаковое количество. А точнее их становится чуть больше вместе с ростом общей стоковой выручки, что закономерно. Между ними и делится весь стоковый пирог.
Так что же всё-таки изменилось
Стало гораздо больше информации. Раньше её нужно было долго искать по тёмным углам форумов или добывать самому вместе с опытом. Теперь, в частности благодаря мне 8), информации доступно много, в самом удобоваримом виде. Есть рейтинги, есть тренды, есть курсы и марафоны. Теперь нужно прилагать усилия не по добыче этой самой информации, а по её анализу.
Средний уровень продаваемых картинок вырос. (Именно продаваемых, а не принимаемых. Потому что как раз порог приёмки сильно-сильно снизился. Берут всё подряд.) Но вырос этот уровень опять же не в разы. Он подрос совсем немного.
Да, на стоки пришло больше профессионалов, которые могут, если захотят, сделать работу очень высокого класса. Но они не делают этого. Даже профи, чтобы сделать супер-работу, нужно потратить много времени. А в случае стоков это часто стрельба мимо цели, в среднем такие усилия не оправдываются. Работа супер-сложная, но не отвечает запросу покупателей. Она не будет продаваться. Поэтому в среднем в любую работу вкладывают не слишком много сил и времени, чтобы не было мучительно больно за отсутствие интереса к ней. И вот до этой средней планки стокового качества допрыгнуть не так уж сложно. Речь о месяцах обучения с нуля, даже не о годах.
Стали грузить гораздо больше работ, чем несколько лет назад. Но это в основном связано с массовым симилярством. Раньше нормой считались один-два симиляра на оригинальную векторную работу. Теперь норма — пять-десять штук. Можно работать так, а можно и по-прежнему. Тут и перебор плох и недобор. Увеличилось и число студий, которые тоже добавляют скорости. Но их доля в общей массе портфелей всё ещё не велика. Зато появилась возможность быстро найти хорошую команду для работы и поучиться у профи подходу к стоковому делу в режиме реального времени.
В общем как обычно: слабый стонет, а сильный пробует. Угадайте, у кого больше шансов на успех.